logotype
image1 image1 image1

Вход на сайт

  C 24 августа 2020 года на сайте ЛитРес, Озон, My Book, Google Play и некоторых других электронных площадках можно приобрести электронную версию книги "Добрые истории для детей". 

В книгу включены семь рассказов. Искренние, с глубоким подтекстом, они пронизаны любовью к детям. Рассказы учат добру, дружбе, уважению, взаимопониманию между людьми. Книга предназначена для чтения взрослыми детям дошкольного и младшего школьного возраста. Рассказы могут быть использованы родителями для проведения бесед с детьми о добре и зле, о вере, об отношении к друзьям, о любви к близким.

Ссылка на страницу книги в ЛитРес >>

Познавательные рассказы

Идём в музыкальный театр

Театры бывают разные: драматические, кукольные, оперные, театры сатиры, комедии, театры юного зрителя и даже есть театры одного актера. Интересно, а бывают театры, в которых слово, музыка и танец дружно живут под одной крышей? Оказывается, бывают.

Такие театры называются музыкальными.
Вы когда-нибудь были в таком? Если нет, то нам с вами по пути. Сегодня мы идем в музыкальный театр имени Наталии Сац, который находится в самом сердце нашей необъятной родины – в Москве. Почему именно туда? Потому что там творятся настоящие чудеса!
Вы, наверное, сейчас ухмыльнулись и пожали плечами: «Чудеса только в сказках». А здесь и есть настоящая сказка.
Стоит хотя бы взглянуть на само здание театра необычной формы, а на крыше - синяя птица, широко раскинувшая крылья в разные стороны. Как известно, синяя птица приносит удачу и является символом счастья. Когда Наталия Сац была маленькой девочкой, то она, как и все люди на земле, мечтала о счастье, а когда стала взрослой, основала первый в мире музыкальный театр для детей. Это принесло счастье не только ей, но и многим людям тоже. О его удивительных, ни на что не похожих спектаклях знает весь мир. Здесь ставятся балеты, мюзиклы, оперетты-сказки, оперы и музыкальные сказки. О них можно рассказывать бесконечно, но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. А сегодня я хочу познакомить вас с теми, кто посвятил свою жизнь служению прекрасному – работе в музыкальном театре.

Театр начинается с…
Обычно это выражение продолжают не иначе, как «…с вешалки». А если на дворе лето? Гардероб закрыт, и тогда первым, кто встретит вас в театре, станет…билетер. То есть тот, кто проверяет билеты на входе. Люди этой профессии называются правильно - «контролеры билетов» или капельдинеры.
«Это же так просто, - скажет кто-то. – Стой и проверяй билеты». Но это не такая простая работа, как кажется на первый взгляд. Ведь нужно не только проверить дату, время, название спектакля, но и помочь зрителю отыскать свое место, если он сам не может этого сделать, продать программки, ответить на разные вопросы или рассказать про репертуар театра.
А если кто-то начнет хулиганить во время спектакля? Вскакивать с места, кричать…Билетер присутствует в зале во время представления и вовремя замечает таких нарушителей дисциплины, может и вовсе попросить покинуть зал.
Раньше они не только отвечали за проверку билетов, но также были помощниками руководителя оркестра и проверяли исправность музыкальных инструментов. Даже известный австрийский композитор Франц Шуберт в начале своей карьеры тоже был капельдинером. Так что ничего зазорного в этой профессии нет. Не будь билетеров – как бы мы проходили в зрительный зал?
Люди этой профессии работают не только в театре, но и музеях, кинотеатрах, на выставках. В начале 20 века в каждом кинотеатре США работало больше 30 капельдинеров. И вообще считалось, чем их больше, тем лучше театр или кинотеатр. Иногда во время показа фильма ужасов им даже приходилось надевать костюм чудовища, чтобы пугать зрителей для правдоподобности.
Сейчас, конечно, такого нет, и хороший билетер – это пример вежливости и внимательности по отношению к любому зрителю.

Волшебники

Кто создает сказку? Конечно, волшебники. Они бывают разные: добрые и злые, могущественные и не очень.
В любом музыкальном театре, в том числе и детском, работает много волшебников – это те люди, без труда которых не состоялось бы ни одно представление. Но есть среди них один очень добрый, могущественный и главный волшебник – это художественный руководитель. Он отвечает не только за репертуар, но и за хозяйственную часть работы театра. Часто художественный руководитель является и главным режиссером. Над спектаклем он трудится вместе с режиссерами-постановщиками. Например, во всем мире знают имена известных режиссеров Константина Сергеевича Станиславского и Всеволода Эмильевича Мейерхольда.
Давайте разбираться вместе, как же простой человек может превратиться в волшебника.
Открою вам секрет! Только - тссс – никому! Для того чтобы сделать это, надо…очень много трудиться! Да-да, просто не покладая рук, часто и ног, и даже голову некогда приклонить. Потому что подготовка спектакля – это не шутка.
Режиссеры-постановщики, готовя спектакль, собирают его как конструктор из различных идей, мыслей.
Вот, представьте, сидит художественный руководитель театра дома, читает книгу за обедом. Не обращайте внимания, он часто так делает, хотя его и ругают, что за обедом не читают, портится зрение, но оторваться от интересной книги он часто просто не может. А тут его за рукав дергают собственные дети: «Папа, ну, папа, поиграй с нами…»
Делать нечего, он встает из-за стола и играет с детьми. Сегодня дети придумали играть в Незнайку и его друзей. Сделали воздушный шар из шарика, прикрепили к нему корзину, посадили туда пластилиновых человечков и полетели.
И худрук, на время превратившись опять в маленького мальчика, тоже играет. А сам думает: «А не поставить ли в театре спектакль про Незнайку?» Но ведь надо сделать не просто спектакль, а такой, чтобы в нем была и музыка, и танец, и слово. Все-таки он работает в музыкальном театре. Конечно, одно дело мечтать о чем-то, а другое – воплотить мечту в жизнь. И вот тут начинается настоящий труд.
Во время репетиции нового спектакля, режиссер-постановщик должен в течение дня превратиться то в актера, то в дирижера, то в танцора, то в певца. И так по сто раз за день. Вот когда он проделает такую работу в течение нескольких лет, он и превращается в настоящего волшебника. Ведь, как я уже говорила, без труда не может быть ни одно волшебство.

Волшебная палочка

Есть в музыкальном театре человек, который с виду вроде бы самый обычный, но это только кажется. Открою вам еще одну тайну, только шепотом. Как и художественный руководитель, и режиссер-постановщик, он тоже волшебник. И у него даже есть…волшебная палочка.
Это дирижер.
На первый взгляд дирижеры кажутся какими-то странными: стоят, машут палочкой в разные стороны. «Я б тоже так смог!» - думают некоторые, впервые попавшие на музыкальный спектакль с настоящим дирижером.
На самом деле, чтобы стать дирижером, надо много учиться. И не как-нибудь, а хорошо, чтобы в дальнейшем все его движения были понятны любому музыканту.
Так что же делает дирижер? Он руководит разучиванием и исполнением оркестром музыки.
Дирижер – это очень старая профессия, еще у древних египтян группой музыкантов руководил человек с жезлом в руке, а у древних греков он делал это с помощью условных движений рук или отбивал такт ногой в сандалии с железной подошвой.
Позднее дирижеры управляли группой музыкантов с помощью большой трости, которой стучали об пол. Только представьте, какой был шум! Поэтому постепенно дирижеры стали управлять оркестром с помощью кивков головы или даже подмигивания. Наверное, к вечеру у них очень болела голова и глаза. А знаменитая дирижерская палочка появилась только в начале 19 века. Да и лицом к оркестру дирижер повернулся не сразу. До определенного времени считалось просто неприличным стоять спиной к зрителям. Первым, кто повернулся к музыкантам лицом, стал немецкий композитор и дирижер Рихард Вагнер.
Современный дирижер – это и учитель, и психолог, и музыкант в одном лице. Вот представьте, что больше десяти (а иногда и больше ста) музыкантов будут спорить о том, как сыграть то или иное место в музыкальном произведении? Да они же никогда не договорятся, ведь известно, сколько людей, столько и мнений. Поэтому дирижер, никого не обижая, должен выбрать такой вариант исполнения, который бы устраивал всех.
И ведь дирижер не просто так машет палочкой или руками, он показывает музыкантам, где надо играть громче, где тише, где быстрее, а где медленнее. Каждый жест что-то означает. Таким образом, он заставляет оркестр работать как единое целое. Поэтому от мастерства дирижера зависит и качество звучания оркестра. Ведь зачастую музыканты, сидящие сзади, очень плохо или совсем не слышат то, что играют в первых рядах. Они смотрят на дирижера.
Но дирижеру тоже непросто: он должен обладать великолепной памятью, чтобы помнить партии всех инструментов оркестра. На этот счет существует пословица - «Хороший дирижёр держит партитуру в голове, а плохой — голову в партитуре» (партитура – нотная запись партии определенного инструмента в оркестре).


Главные по пению и танцам

Надеюсь, вы любите петь и танцевать? Конечно, не многие решаются выступать на сцене, но вот дома – другое дело. Танец и песня были известны нашим предкам с древних времен. Каждый народ танцует и поет по-своему. Кто-то любит быстрые танцы, кто-то хороводы, кто-то - шумные песни, а другие – колыбельные.
Уже в 12 веке в богатых домах Европы приглашали учителей музыки и танцев, чтобы те научили дам и кавалеров красиво двигаться и петь.
До наших дней дошли многие песни, которые пели наши предки – славяне. А как они любили хороводы, игры, где музыка и танец тесно переплетались! Ведь ни телевизора, ни интернета тогда не было. Как считают многие исследователи, именно такая деятельность и вылилась потом в появление детских музыкальных театров.
Сначала и танцы, и музыка могли легко переноситься из одного детского спектакля в другой. Но потом композиторы стали писать разную музыку для разных спектаклей.
Сегодня невозможно представить себе музыкальный театр без балетмейстера и хормейстера. Первый отвечает за постановку балета, второй – за хор.
Нам, зрителям, кажется, что и танцы, и песни исполняются так легко, но на самом деле – это не такое уж простое дело.
Прежде чем мы с вами увидим весь спектакль, отдельные его части репетируют по несколько месяцев.
Мы с вами уже узнали, что оркестром управляет дирижер. А у хора тоже есть свой дирижер, только хоровой. Хормейстер управляет хором при разучивании новых или репетиции и исполнении старых хоровых партий.
Например, в Древней Греции эта профессия была очень востребованной и важной, потому что ни один спектакль не обходился без участия хора. Руководителя хора в античном театре называли корифеем. У него было много обязанностей: он сообщал о появлении на сцене нового персонажа, читал вступление к спектаклю, делал выводы из монолога героев, осуществлял контакт между хором и актерами.
Современный хормейстер должен не только хорошо разбираться в технике пения, но и сам обладать незаурядным талантом исполнителя песен. Хормейстер отвечает и за правильную расстановку участников хора. Голоса стоящих рядом должны звучать плавно и органично, сочетаться между собой по тембру и силе.
В отличие от дирижера оркестра, хормейстер редко пользуется дирижерской палочкой, обычно он дирижирует руками, помогает себе движениями головы и корпуса.
Теперь поговорим о балете как особом виде искусства, который включает в себя не только хореографию, но и драматургию, музыку и изобразительное искусство.
Балет, как и хор, имеет древние корни. Но таким, каким мы видим балет сегодня, он стал только в 16 веке, когда при дворе французского короля состоялось представление зрелища, которое считается первым в мире балетом, - «Комедийный балет королевы».
А в России балет стал одним из лучших в мире благодаря музыке композитора П.И.Чайковского.
За постановку балета в современном музыкальном театре отвечает балетмейстер. Во время репетиции он опирается на либретто, где изложены главные события, идея всего произведения.
Не переживайте, если вы, впервые увидев балет, не сразу поймете, о чем идет речь. Ведь герои не говорят, а всего лишь двигаются на сцене под музыку. Понимание балета – не такая уж простая вещь! Конечно, можно сюжет подсмотреть в программке, но попробовать понять действия героев самостоятельно все же стоит.
Балетмейстер является также постановщиком танцевальных сцен в опере и оперетте. При этом он должен знать живопись и скульптуру, потому что именно эти виды искусства способны подсказать правильное танцевальное движение.

Ожившие картины

Представьте себе театр без декораций, скучно же, пусто и грустно, даже если спектакль очень веселый. Декорации переносят нас в сказочный лес или горы, на море или в космос. Какими они будут, решает декоратор.
Это очень древняя профессия, ведь еще до нашей эры богатые люди Древней Греции и Рима приглашали в свой дом профессионалов, способных украсить и преобразить помещение так, чтобы гости не уставали восхищаться. Работали декораторы и в древнем театре, создавая декорации для спектаклей.
Театральный декоратор подбирает материалы для декораций, вырезает, клеит, основываясь на рисунках театрального художника – постановщика.
Из простой сцены декоратор способен создать макет космического корабля, и тогда актеры вместе со зрителями летят в космос, или сделать подводное царство, и тогда мы с вами сможем путешествовать под водой. Разве не чудо?!
Представьте, что для спектакля декоратору необходимо так преобразовать сцену, чтобы она выглядела, как комната богатого дома 18 века. Здесь не обойтись без знания истории и интерьеров того времени, ведь одна ошибка – и спектакль будет провален в глазах публики.
Как и многие работники театра, декоратор должен обладать навыками разных специальностей: быть немного скульптором, немного маляром, строителем и монтажником.
Сначала художник - декоратор читает сценарий спектакля, представляет себе героев, как они выглядели и где жили. А потом он рисует эскизы будущих декораций. Затем начинается самое интересное – рисунки оживают! Ведь только талант, мастерство и фантазия хорошего декоратора могут за считанные минуты перенести нас из дома с камином в холодный дворец Снежной Королевы.
Вспомните, с чего начинается любой спектакль? Прозвучал третий звонок, погасли люстры, плавно раскрывается занавес, и перед нами на сцене…А вот что мы там увидим, зависит не только от пьесы, но и от мастерства художника-декоратора. Правильные декорации помогают актерам войти в роль, чувствовать себя намного увереннее.

Чудесные превращения

Кто из нас не любил в детстве наряжаться в мамино платье или папино пальто? А мамины туфли или папин галстук? Так ведь хочется быстрее стать взрослым!
А в театре актерам удается стать не только на десять лет старше, но и превратиться обратно в маленькую девочку или мальчика. А помогают им в этом костюмеры и гримеры. О них и поговорим.
Какие специальности приходят на ум, когда говорят про театр? Актер, режиссер…А вот про костюмера и гримера мало кто вспомнит, ведь их работа совсем не заметна. Но это только кажется.
Театральный костюмер – это специалист, в обязанности которого входит подготовка костюмов к спектаклю, а еще он отвечает за их хранение и чистоту.
Костюмы хранятся очень аккуратно в специальном помещении на вешалках, к ним прикреплены ярлычки с названием спектакля и фамилией актера. Костюмов столько, что не сосчитать, но костюмер чувствует себя здесь, как рыба в воде. Только он знает, где висит платье для Снежной королевы, а в какой коробке обувь и шляпа для Незнайки. Представляете, какая это ответственность хранить такое большое количество костюмов? Ведь без них ни один спектакль не обходится. А если театр уезжает на гастроли, тут вообще за костюмами глаз да глаз, чтобы не пропали, не испортились в дороге.
Когда идет подготовка к спектаклю, костюмер проверяет наличие костюма и относит его в гримерную, где актеры готовятся к выходу на сцену. После спектакля костюмер снова уносит костюмы на хранение, чистит и ремонтирует. Для этого у костюмера всегда есть утюг, нитки и иголки. Иногда за время представления один и тот же актер может несколько раз менять костюм, а ведь актеров много, значит, и костюмов тоже. Костюмеру и присесть некогда.
Но если вы просто наденете мамино платье или папин костюм, взрослее от этого все равно не станете. Надо загримироваться! То есть нанести на лицо специальный театральный грим, который может или омолодить человека, или состарить, или такое сделать в его внешностью, что даже родители не узнают. За чудесные превращения в театре отвечает гример.
На рабочем месте гримера множество разных кисточек, наклеек, париков, есть и бороды, и усы. Просто глаза разбегаются от этого великолепия!
Сначала гример внимательно читает сценарий спектакля, а потом уже думает, кого из актеров состарить, кого омолодить, кому какие усы приклеить. Чаще всего гримеры приходят вместе с актерами на рабочее место раньше всех остальных, ведь порой накладывание грима занимает несколько часов.
В древнегреческом театре актеры часто надевали маски, чтобы кого-то изобразить. В современном театре гримеры способны очень сильно изменить внешность любого актера, не превращая его лицо в маску, иначе как же он будет играть свою роль.
Когда спектакль окончен, нужно снять грим, отклеить бороды или усы (они крепятся к коже специальным клеем или мастикой) и аккуратно все сложить в коробки. Пусть полежат…до следующего спектакля!

Весь мир театр

Всё когда-то бывает в первый раз. Вот и у спектаклей бывает премьера – это такой день, когда его показывают зрителям впервые. Потом он может идти на сцене долго-долго, но первый раз незабываемый и для актеров, и для зрителей.
Когда я была маленькой, я любила превращаться в какого-нибудь сказочного персонажа: то в Дюймовочку, то в принцессу, то еще в кого-нибудь. Родители смотрели на меня, смеялись и говорили: «Ну и актриса!» Когда я выросла, актрисой я не стала, да и не было у меня такой мечты. Но для того чтобы стать настоящим актером, надо долго учиться. Каждый год у дверей театральных институтов собирается не одна тысяча желающих стать артистами. Они мечтают о славе, о том, чтобы сниматься в кино, и чтобы их узнавали на улице. Но везет очень немногим. А вообще актеры учатся всю жизнь: учат наизусть роли, читают книги, путешествуют, чтобы узнать что-то новое.
Профессия актера очень древняя. Ученые выяснили, что еще наши предки, жившие в пещерах и охотившиеся на мамонтов, любили показывать друг другу разные сценки. А в Древней Греции так уважали актеров, что их имена были знакомы каждому жителю города. Трудно в то далекое время приходилось актерам: залы, в которых они выступали, обычно были под открытым небом, зрителей приходило столько, что иногда негде было сесть. А бедным актерам приходилось громко кричать, чтобы их было слышно. Да и с гримом им повезло меньше, чаще всего его просто не было, их лица закрывали различные маски, а на ногах были котурны – это такая обувь на очень высоком каблуке.
Кстати, само слово «театр» тоже появилось в Древней Греции и в переводе означает «зрелище».
На Руси актерами были шуты и скоморохи, которые выступали при дворе царя или богатых людей. Но и им не очень-то везло: если представление не понравится, могли запросто их выгнать вон.
Нам с вами повезло просто невероятно: в современном музыкальном театре мы можем посмотреть балет, послушать оперу и полюбоваться на игру актеров в сказке. Где еще такое увидишь!

Кто главный?

Вот мы и узнали, что над созданием спектакля трудится огромное количество людей: и режиссеры, и гримеры, и декораторы, и работники пошивочного цеха, и артисты - всех и не перечислишь!
Но кто же в театре главный? Без кого не состоится ни балет, ни опера, ни сказка?
Конечно, это зрители, мы с вами: папы и мамы, бабушки и дедушки, дяди, тети и дети всех возрастов. Это ради нас стараются все работники театра.
В каком бы настроении мы ни пришли на спектакль, какая бы погода ни была за окном, мы, непременно, покинем театр счастливыми.
Гаснет свет, из репродукторов мужской голос вежливо просит выключить сотовые телефоны, кто-то тихо переговаривается, за спиной шуршат программкой, а маленькие зрители замерли в ожидании волшебства. И вот…занавес открывается, звучит музыка, и мы переносимся в другой мир.
И, уходя домой, будем снова и снова, спешить туда, где нас всегда ждут – в театр!

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

2024  Добрые истории для детей